Радьков А.Г. — Как генерал в МИДе взятку давал

Как генерал в МИДе взятку давал

Великий кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов в 1912 году был назначен морским министром И. К. Григоровичем на должность генерала, состоящего в распоряжении морского министра. Это было удобно, так как задачи Крылову мог ставить только сам министр. Наконец такая задача появилась: при постройке четырёх линейных крейсеров типа «Измаил» водоизмещением 30 000 тонн, запланированная скорость должна была составить 28 узлов, даже в шторм. Для надёжной работы корабельного двигателя в шторм предполагалась установить цистерны Фрама, но эксплуатировались цистерны на иностранных судах, и 8 месяцев комиссия не могла прийти к решению об их применении. Тогда ,прислушавшись к мнению А. Н. Крылова, морской министр решил зафрахтовать иностранное судно ,оснащённое цистернами Фрама ,и проверить их работу в штормовую погоду. Поскольку проволочек с получением денег не было, уже на следующий день был зафрахтован пароход Гамбург-американской линии «МЕТЕОР».

Но проблемы начались в самом неожиданном месте, а именно в МИДе. Получить дипломатические паспорта на группу военных инженеров и их приборы можно было только с «высочайшего соизволения», через две недели. Поскольку через неделю уже надо было отъезжать, генерал-лейтенант Крылов надел мундир и отправился в МИД для ускорения процесса получения дипломатических паспортов. Для начала кораблестроитель попал к начальнику канцелярии министерства, потом к вице-директору первого департамента, затем к директору второго департамента, который замкнул круг и отправил Крылова обратно в канцелярию. Но ,зная чиновничий аппарат изнутри ,Крылов не растерялся ,и, поймав курьера, сунул ему пятирублёвый золотой и объяснил суть дела. Уже через несколько минут генерал оказался у делопроизводителя Ивана Петровича Васильева, который заменил «высочайшее соизволение»  своим собственным решением, да и принять это решение вместо царя ему ,наверное, было приятно. Паспорта на членов своей миссии генерал получил сразу, а научное оборудование на следующий день оснастил дипломатическими ярлыками и сургучными печатями всё тот же курьер Петров, который за свои труды получил ещё 15 рублей золотом и ,повысив генерал-лейтенанта Крылова до звания «ваше сиятельство» ,довольный удалился. Благодаря 20 рублям золотом и пониманию делопроизводителя Васильева, вся группа проскользнула через нашу и немецкую таможню и вовремя прибыла в Гамбург.

Но на этом Крылов не остановился, 8 марта 1913 года на острове Мадера экспедиция обнаружила итальянский линкор «Dante Alighieri» , который был оснащён цистернами Фрама. Дав согласие на ознакомление со своими приборами двух итальянским инженерам с линкора, Крылов не пожалел денег на угощение гостей лучшими винами. Его ожидания оправдались и итальянцы пригласили своих новоиспечённых друзей на линкор, где инженеры-поручики С. Т. Яковлев и А. Я. Грауэн «срисовали» ряд практических устройств ,о чём и доложили Морскому техническому комитету. Исследования самих цистерн Фрама показали, что при скорости не выше 10 узлов, размах качки при всяком курсе относительно волны уменьшаются включением цистерн на 50%. На этом работа комиссии возглавляемой А. Н. Крыловым закончилась.

Старший   научный сотрудник «Музея правоохранительных органов и вооружённых сил»
ОГО НРО ВФСО «Динамо» Радьков Андрей Георгиевич

Скачать документ в формате DOC (29 Кб)

175 views

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика