Радьков А.Г. — ПВО Горьковского района 1941 – 1943 г.г.

ПВО Горьковского района 1941 – 1943 г.г.

Формирование ПВО Горьковского района началось с августа 1941 года. На базе 90 запасного зап сформированы 196 зап с дислокацией в городе Горьком и 742 зап дислоцировавшийся в Дзержинске и Балахне. Облегчило серьёзную задачу создания ПВО горьковского района, нахождение в городе Зенитного артиллерийского училища. На базе испытательного авиазвена авиазавода №21, 2 августа 1941 года создаются эскадрилья из 9 самолётов ЛаГГ, личный состав составлял 9 лётчиков испытателей и 27 лётчиков перегонщиков. В сентябре 1941 года на аэродроме в посёлке Истомино стал дислоцироваться 786 иап, правда истребители И 16, этого полка создавались для маневренного боя и не могли догнать немецкие бомбардировщики при перехвате. Более того 196 зап майора Долгополова включили в наземную и противотанковую оборону на строящемся Горьковском оборонительном рубеже, что отвлекало от решения основных боевых задач. С октября 1941 года командиром Горьковского бригадного района ПВО назначен полковник Марков Николай Васильевич, человек, обладавший реальным боевым опытом. Но не всё шло гладко на первом этапе формирования ПВО района. Не складывались связи штаба пункта ПВО Горького по улице Ильских дней дом 3 с авиазвеном ИА завода №21 майора Алифанова. Вылет по тревоге авиазвена завода запаздывал на 5 -6 минут и перехвата самолётов противника не происходило. К тому же капитан Астафьев ответственный за полёты с аэродрома 21 завода иногда не предупреждал пункт ПВО Горького о вылетах самолётов. Проверка МПВО города 19 августа 1941 года начальником УНКВД Горьковской области капитаном Рясным привела к изданию приказа о привлечении к уголовной ответственности директора радиотелефонного завода №197 Леонтьева, директора артели Брехова и начальника службы укрытия Тихомирова. 9 октября 1941 года Ю-88 совершил первый разведывательный полёт над Горьким в 13:00, объявленная воздушная тревога стала первой обоснованной, в отличии от прочих ложных. Впрочем, готовых укрытий не хватало во всех районах города и на заводах. Продолжалось изыскание средств и вооружения на территории Горьковской области. Для этой цели обследовали аэродром Мыза, командующий бригадным районам ПВО Горького подполковник Марков обнаружил девять невооружённых самолётов: ДБ-1, СБ-2, Р10-1, И16-1, УТИ-1, У2-1, ЛаГГ3-2 и одного пилота. Сами самолёты находились в ангаре без маскировки. Тогда Марков потребовал от директора завода №326 оберегать самолёты должным образом, а лишние машины передать на нужды ВВС МВО. Тем временем встал вопрос запасов снарядов для зенитных орудий, командир пункта ПВО Горький и 196 зап майор Долгополов 30 октября 1941 года попросил ГКО Горького в получении 85 мм снарядов со склада №53 в Сейме, поскольку с других складов боепитание не выдают. К сожалению, часть артиллерии ПВО Горьковского района оказалась пушками 76 мм образца первой мировой войны, а на вооружении 238 озад стояли морские 45 мм пушки. Не обошлось и без местных Кулибиных, на крышах цехов ГАЗа появилось 11 пушек ШВАК на самодельных тумбах. Но в виду тяжёлого положения на фронте и основной заботе Люфтваффе, о тактической поддержки войск и этих сил ПВО оказалось достаточно. Наконец после просьбы командования Горьковского пункта ПВО 30 октября 1941 года, ГКО потребовал от начальника областного управления связи товарища Когана, к 5 ноября 1941 года установить прямую связь аэродромов с начальником пункта ПВО и штабом Горьковского бригадного района ПВО. А также дать право на подъём истребительной авиации по тревоге начальнику штаба ПВО Горьковского района. С 25 октября 1941 года, начальник пункта ПВО майор Долгополов утвердил коридоры, для пролёта советской авиации над территорией Горьковской области. Полёт самолеты должны были осуществлять на высоте 500 метров. Посадка самолетов должна была осуществляться на аэродроме Стригино. За опознавания самолётов отвечали НП 196 зап №7 и 8. Но вся эта работа не помешала одиночному Ю-88 22 октября нанести удар тремя фугасными бомбами с пикирования, с высоты 500-600 метров по Володарскому Мельзаводу №4 и базе №154 государственных материальных резервов. А 23 октября был нанесён удар по элеватору в посёлке Сейма и даже расположенный там аэродром второго запасного полка не стал для немцев препятствием. Первый секретарь Горьковского обкома партии Родионов прямо поставил вопрос о дисциплине во 2 запасном полку, и такие вопросы он за время войны будет ставить ещё не раз.

Наступил ноябрь 1941 года, провалившийся блицкриг заставил обратить внимание немецкого командования на промышленные предприятия оборонного значения, особенно располагавшиеся в поволжском регионе. Бомбардировка Автозавода им Жданова началась 4 ноября в 01:40 объявления воздушной тревоги по городу прозвучало с первыми бомбами, заметно запоздав. Одинокий Не-111 сбросил три мощные фугасные бомбы на автозавод, серьёзно повредив два цеха. В 02:15 над автозаводом сбросил две 500-килограммовые бомбы ещё один Не-111, но промахнулся и они разорвались за территорией предприятия. Всего погибло 27 заводчан и 40 были ранены. Из 150 самолётов цели нашли 11, остальным помешал заградительный огонь или подвела ориентация ночью. Ю-88 и Не-111 заходили на город группами по 3-16 самолётов, волнами интервалом 15-20 минут.

Налёт днём 4 ноября немецкая авиация имела две основных цели: Горьковский автомобильный завод им. Молотова, завод «Двигатель революции» и радиозавод №197 имени Ленина (бывший Сименс и Гальке). К сожалению, проект маскировки 197 завода закончили лишь 1 ноября 1941 года и к работам ещё не приступали, на заводе лишь сформировали группы МПВО. Эти объекты ко¬ман¬дир I./KG28 Эрнст-Ав¬густ Рот планировал отбомбить 4 бомбардировщиками на малой высоте. Больше всего досталось заводу №197 имени Ленина. В 16:10 над заводом появился незамеченный постами ВНОС Не-111. Он сбросил 1000 кг бомбу ВМ100, в результате погиб 101 работник завода, включая директора и почти весь руководящий состав. Уничтожено 4 цеха, склады и электроподстанция. На ликвидацию разрушений завода ГКО запросило у начальника Горьковского гарнизона Кирилова 200 бойцов и 3 трактора-тягача. На соседнем заводе им. Фрунзе выбиты все стёкла, людей парализовала паника, работа стала прекращаться при любом шуме авиамотора. В зону охраны батарей ПВО эти заводы не входили и воздушной тревоги не объявляли, в этом районе зенитки находились, лишь на защите Тобольских казарм. Над автозаводом два бомбардировщика появились в 16:20 и то же не были обнаружены постами ВНОС. На автозаводе повреждена ТЭЦ, заводоуправление и ряд цехов получил серьёзные повреждения, уничтожено оказалось 45 единиц оборудования. ГКО потребовало с директора завода выделять 1000 рабочих ежедневно, для ликвидации последствий бомбардировки. В 16:40 бомбардировщик сбросил бомбы на завод № 718 «Двигатель революции», оказалось подорванной силовая подстанция, предприятие вышло из строя. Погибло 17 заводчан и 46 были ранены. Но на этом дело не закончилось, в 17:12 над газом отбомбились ещё два Не-111. Девять фугасных бомб легли между цехами, повредив паропровод, вызвав пожар. Бомбардировщики противника были атакованы звеном истребителей 21 завода майора Алифанова, но немецкие бортстрелки умудрились сбить один ЛаГГ-3 и два повредить. В 17:30 на автозавод зашёл очередной бомбардировщик, отбомбивший монтажный цех, а вот вторым заходом Хенкель отбомбил завод «Двигатель революции», но бомбы упали между цехов. И наконец, в 17:50 на автозавод им Молотова скинул 1000кг бомбу Не-111, но бомба к счастью увала между цехами. Не повезло и Дзержинску, один из бомбардировщиков решил отбомбить двумя бомбами завод №96, а затем «в наглую», на бреющем полёте из пулемёта обстрелял позицию зенитной батареи 583 зап у посёлка Игумново, убив командира батареи лейтенанта Васильева. Количество погибших за два дня бомбардировки составило 127 человек, раненых 371 человек. На город упало до 150 бомб. Из 300 самолётов прорвалось 25 бомбардировщиков. В результате снизился выпуск 82 и 120 мм мин, орудий ЗИС 3 и танков Т 34, снарядов разных калибров и радиостанций.

Налёт с 4 на 5 ноября 1941 года на Балахнинскую ГРЭС, несмотря на неудачу немецких бомбардировщиков, показал недостаток средств 279 озад. Командир дивизиона состоящего всего из двух батарей 85мм орудий ст. лейтенант Ядров срочно запросил усиления. По оперативной сводке №71 штаба бригадного района ПВО, к городу Горькому прорвались 11 самолётов из 150 бомбардировщиков. Шли группами по 3 — 12 бомбардировщиков He-111 и Ю-88. На город упало до 100 фугасных бомб и 20 зажигательных. Удар пришёлся по гражданскому сектору, на Автозаводе пострадал только моторный и ремонтно-механический цеха. Потери населения составили 35 человек убитыми и 230 ранеными. В 196 зап ранены 2 командира и 7 бойцов. В госпитале скончался командир батареи 583 зап. Расход боеприпасов сил ПВО составил: 85мм – 6691шт, 76мм(14г) – 2245шт, 76мм(31г) – 3798шт, МЗА-342, пулемётных патрон – 4620шт. С аэродромов Горького, Арзамас, Вязники, Сейма произведено 44 самолётовылета.

6 ноября 1941 года оперативная сводка №72 сообщила, что из 136 бомбардировщиков, к Горькому порвалось 14 машин. Противник работал группами по 3 – 15 самолётов Не 111, Ю 88 и 86. Сброшено 16 крупных фугасов и 600 малых, а так же 800 зажигательных бомб. В черте города упало 22 авиабомбы. На Автозаводе им Молотова были разрушены компрессорный цех №2 и кузнечный цех №2, опытная мастерская, главная контора и школа ФЗУ. Для ведения заградительного огня зенитчики истратили: 85 мм снарядов – 4341шт, 76-мм (образца 1914 года) – 1 237 снарядов, 76-мм (образца 1931 года) – 2 283 шт. и 37-мм – 1 399 штук. Всего на отражение налётов ушло 13 000 снарядов. Истребители поднимались с аэродромов Горького и Сеймы и выполнили 11 самолётовылетов. С 8 ноября 1941 года части ПВО Горьковского бригадного района были ведены в состав действующей армии, это позволило улучшить обеспечение личного состава и увеличить паёк. А решением ГКО от 9 ноября 1941 года планировалось довести вооружение Горьковского района ПВО зенитной артиллерии до 300 стволов, пулемётов до 150 и самолётов до 250 штук. А 10 ноября 1941 года Горьковский ГКО постановил начальнику областного управления связи товарища Когана установить прямую телефонную связь главного командного пункта ПВО с ротными центрами и аэродромами, путём использования существующих цепей НКС. А посты ВНОС соединять напрямую, обходя низовые коммутаторы. Эта мера была вынужденная, поскольку донесения с постов ВНОС проходили 10 -15 минут, вместо 2-3 минут по прямой телефонной линии, без лишних коммутаторов и телефонистов.

Налёт же 12 и 18 ноября 1941 года, для горьковской промышленности прошёл без последствий. Но после боевого применения орудий ПВО, сразу встал вопрос об их ремонте и поэтому командир 196 зап подполковник Долгополов 13 ноября 1941 года обратился к директору завода №92. Просьба заключалась в оказании помощи по ремонту орудий в виду отсутствия артмастерской в полку. Истребительная авиация начала готовиться к зиме, поэтому 19 ноября 1941 года командующий войск МВО генерал-майор Никольский попросил ГКО выделить здание 1000-1500 квадратных метров, для производства водомаслогреек предназначенных для аэродромов местной ПВО. А 01.12.1941 года уже командующий горьковским дивизионным районом ПВО полковник Добрянский попросил ГКО построить командный пункт для своей структуры. Поскольку посты звукоуловителей увеличивались, 07.12.1941 года уже командир 196 зап майор Коротченко попросил ГКО выделить 213 километров полевого кабеля со складов областного управления связи, чтобы наладить прямую связь с постами. А вот с завода №92 по решению ГКО, зенитчики 13 ноября 1941 года получили настоящий подарок: 85 мм пушек-8шт и 328 снарядов, с прибором ПУАЗО. 76-мм пушек бофорс-3шт. 25-мм на ГАЗовских грузовиках-11 шт. пулемётов БТ 12.7-мм — 28шт и 6 000 патронов, пулемётов ДШК-24шт. ППД-1шт и 146 патронов. Началось усиление обороны предприятий, а именно — с ГАЗа, поставив на защиту завода 58 и 281 озад. Правда, по просьбе командующего горьковским дивизионным районам ПВО полковника Добрянского 01.12 1941 года, 20 пулемётов ДШК с Автозавода им Молотова сняли на другие объекты. Но тут возникли другие проблемы, четыре батареи подчинялись штабу дивизионного района (автозаводского сектора) во главе с командиром 58 озад, а ещё один артдивизион напрямую подчинялся командиру 196 зап и полностью игнорировал все распоряжения командира автозаводского района ПВО практически во всём, эту ситуацию разрешали при помощи руководство самого автозавода. Постоянным передислокациям по городу подвергались части ПВО, что плохо сказывалось на дисциплине. Например, 742 зап дислоцировался в общежитии речного техникума по Пушной набережной, а с ноября 1941 года должен был передислоцироваться в школу №31 по улице Гоголя в Куйбышевском районе, это далеко не последний переезд и часто бойцов встречали неподготовленные бытовые условия. Падение дисциплины приводило к эксцессам, так 14 ноября 1941 года солдаты прожекторного полка угнали из Борисовского МТС трактор СТЗ-НАТИ в Арзамасский район. А бойцы 162 батальона авиачасти взяли без оплаты 250 кг бензина. Часто от бойцов ПВО страдали заборы и сараи местных жителей, разбиравшиеся на растопку. Добавляли проблем и отдельные директора заводов. Так пытался обзавестись собственным дивизионом зенитных орудий директор завода №112 товарищ Михалёв. Из изготовленной партии зенитных орудий в 150 шт. по постановлению ГКО от 21.10. 1941 года, директор хотел оставить для обороны завода 20 орудий. После отказа, уже 15.12.1941 года Михалёв просит оставить ему 20 установок с трёхспареными пулемётами, но и тут ему резонно отказали.

Начала формироваться 142 ИАД из 722, 33 и 632 ИАП, правда два последних полка были передислоцированы из Горьковской области. Все авиасоединения ПВО дислоцировались на аэродроме у посёлка Сейма, поэтому командующий ИА ПВО Слюсарев С. В. решает разместить их по разным аэродромам в области. С созданием 3 эскадрильи на Аэродроме в Истомино образуется 786 иап. Что бы как то исправить положение в небе над Горьким, Слюсарев С. В. поделил небо на 12 зон, с постоянным патрулированием в них и стал готовить отдельные экипажи к ночным полётам. Полковник Слюсарев С. В. 25 февраля 1942 года просил выделить ЛаГГ-3 Горьковского 21 авиазавода так как И- 16 и МиГ-3 с перехватом скоростных бомбардировщиков не справлялись, но в отсутствии массовых налётов эти машины шли на фронт, а в подчинении оставался только 722ИАП. Но даже когда эти машины выделили, оказалось, что на скорости свыше 400 км\ч сильная вибрация делала невозможным управление истребителем и проблема перехвата скоростных бомбардировщиков, осталось задачей для МиГ-3. Более того, проверка ГКО проводимая 22-23 февраля 1942 года на заводе №21 показала, что работы по постановлению ГКО от 26.11 1941 года по усилению истребителей 142 ИАД Горьковского района ПВО бойкотируются директором завода Гостинцевым. Подвесные бензобаки установлены на 6 машинах, вместо 15. Установка РС вместо 40 машин, выполнена на 6 ЛАГГ 3 и одном И-16. На усиление бронирование 12 истребителей сделали только макет, для заказа бронеплит на Кулебакском заводе. Пулестойкое стекло вообще не установлено. Дополнительная установка на ЛаГГ-3 по двум пулемётам БС и замена 20мм пушки ШВАК, на 23мм пушку Волкова и Ярцева не производилась. Не выделял конструктору Лавочкину рабочих на данные работы директор под видом возможности срыва фронтовых заказов. Более того, поступившие в 142 ИАД истребители ЛЛАГ 3 имели существенные дефекты: сочленение штока диаметра люфты, что вызывает срыв шпилек крепления, это грозило опасностью аварии. На 22 истребителях полёты запретили. Тогда 21 завод выслал бригады ремонтников в 33 иап в Правдинск, а вот до 249 иап в Сейме ремонтники так и не доехали. Так же 21 завод не обеспечил истребители лыжами для зимней эксплуатации. Горьковским истребителям ещё повезло, а вот на фронте на аварийных самолётах приходилось летать всё войну. Горьковский ГКО выдвинул предупреждения директору 21 завода Гостинцеву и военпреду Шишкину.

Следующий налёт состоялся 4 февраля 1942 года, немцы изменили тактику и работали одиночными машинами на разных высотах, по основной цели, заводу ГАЗ, немцы уничтожали колёсный и моторный цеха, погибло 17 человек, и 41 было ранено. К таким последствиям привела преступная халатность дежурного по дивизионному району ПВО капитана Коробицкого и ослабленная бдительность постов ВНОС. Приговор трибунала капитану Коробицкому в 10 лет надолго дисциплину в частях установить не смог. Как обычно не было сбито ни одного бомбардировщика противника, зенитная артиллерия работала только заградительным огнём, истратив 3000 снарядов впустую, а истребительные полки получали тревогу от постов ВНОС, через 20 -30 минут, после обнаружения самолёта. К тому же солдаты постов плохо ориентировались в самолётах, а служба связи между подразделениями была плохо налажена, ещё сказывались отголоски военного строительства по Тухачевскому, особенно не хватало радиостанций на истребителях перехватчиках. Бывали случаи, когда истребители поднимались в воздух не по тревоге, а визуально увидев противника в воздухе, или услышав разрывы зенитных снарядов. К тому же лётчики были плохо слажены к полётам в паре и не отрабатывали манёвр на сближение. Для хорошей работы истребительной авиации требовался точный прогноз погоды и командующий горьковским дивизионным районам ПВО полковник Долгополов запросил ГКО 14 марта 1942 года о производстве шаропилотных пусков со станции Мыза до четырёх в сутки. Несмотря на нехватку материалов, метеорологи с поставленной задачей справились. По проверки постановлений ГКО 13 – 14 марта 1942 года проведена проверка, которая показала, что начальник дивизионного района ПВО Добрянский В. М. принял меры по усилению бдительности. В ночное время 1\3 личного состава находилась возле орудий, а днём дежурило 50% личного состава. Была проведена перестановка зенитных прожекторов, но один прожекторный батальон был передан Москве.

К апрелю 1942 года для охраны автозавода сформирован 784 зап имевший на вооружении 78 орудий, 60 из них были среднего калибра, 44 прожектора и 5 пулемётов. В Сормово дислоцировались 196 зап и 90 ззап с 88 орудиями калибра 76 мм. Плюс бронепоезда ПВО и 3 отряда катеров Волжской военной флотилии, для охраны мостов и пристаней. В нагорной части 742 зап и артдивизион Горьковского зенитного училища с 46 зенитками и 8 пулемётами. С 30 апреля МПВО начинает переоборудовать бомбоубежища, в газоубежища, бросив на это массу сил. В мае 1942 года Горьковский бригадный район ПВО преобразован в Корпусной, вместо полковника Добрянского В. М., был назначен генерал-майор А. А. Осипов. Перед этим назначением, он был снят с поста начальника Главного управления ПВО, комиссией во главе с Лаврентием Берией, за пьянство и развал службы. Но командного состава не хватало и этого реального вредителя на справедливое растерзание не отдали, а послали дезорганизовать целый корпус ПВО. В этом же месяце немцам наскучило просто проводить разведывательные полёты, и они с 22 по 30 мая одиночными бомбардировщиками отбомбили Стахановский посёлок 10 бомбами, Соцгород- 9, а Сормово досталось 13 фугасов. Пострадала сортировочная ЖД-станция ГАЗа, аэродром Стригино, ЛЭП и жилой сектор. Но особого эффекта они этим не добились. Расход снарядов батареями ПВО составил 3800 снарядов и всё мимо цели.

Для усиления службы оповещения в мае прислали РЛС РУС 2 и приборы наведения зенитной артиллерии СОН 2. Но осваивать хорошо данную технику стали только после массовых налётов лета 1943 года.

Продолжение следует…

Фотоматериалы:
Красноармеец Зинаида Белова объявляет боевую тревогу

Отличники боевой подготовки на занятиях. Командир дальномерного отделения А. Комарова и старший стереоскопист А. Морозова

Вручение знамени подразделения
Фотографии предоставлены из фондов НГИАМЗ.

Сокращения:
АДО-авиадесантная оборона.
ГКО – городской комитет обороны
ПВО – противовоздушная оборона
МПВО – местная противовоздушная оборона ( выполняла функции совпеменного МЧС )
НП-наблюдательный пункт
ПУАЗО – прибор управления артиллерийским зенитным огнём
РС – реактивный снаряд
ВНОС — воздушное наблюдение, оповещения и связи
РЛС – радиолокационная станция
ИАП – истребительно авиационный полк
ИАД – истребительно авиационная дивизия
ЗАП – зенитно артиллерийский полк
ЗЗАП – запасной зенитный артиллерийский полк
ЗАД – зенитно артиллерийский дивизион
ОЗАД – отдельный зенитно артиллерийский дивизион
ОДАЗ – отдельный дивизион аэростатов заграждения
СЗА – средняя зенитная артиллерия кал. 85 и 76 мм
МЗА – малая зенитная артиллерия кал. 45 и 20 мм
СОН 2 – станция орудийной наводки
КП – командный пункт

Источники:
ГКУ ГОПАНО фонд 2518
Войска противовоздушной обороны страны. МО СССР. Москва 1968 год.
Противовоздушная оборона сухопутных войск. МО СССР. Москва. 1979 год.
Зефиров. Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО. АСТ Москва 2007 год.

Старший научный сотрудник Нижегородского Музея «Холодной Войны»
и истории города Горький в 1946-1991 г.г. Радьков Андрей Георгиевич

717 views

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика